3 ноября, 2025
О задаче трех тел в геополитике – к предстоящему саммиту Центральная Азия-США
Исмаил Даиров

В Сети продолжается обсуждение итогов встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Дональда Трампа различными экспертами, аналитиками и политологами разных стран. Как уже отмечалось ранее в экспертной среде не очень много компетентных и профессиональных аналитиков, мнение которых действительно заслуживает интереса.

Больше встречаются так называемые «инфоцыгане», заполонившие Интернет-пространство, которые передирают мнения таких продвинутых экспертов и потом выдают его за свое, причем монетизируя свое «экспертное мнение» за счет различных технических прибамбасов.

Автор уже приводил в своих предыдущих статьях мнение по различным проблемам современной геополитики и геоэкономики известного украинского аналитика-экономиста А.Куща, которое он приводит на своем телеграмм-канале и видеороликах. Весьма интересными были его недавние мысли по состоявшемуся саммиту между китайским и американским лидерами, которые заслуживают того, чтобы их привести в настоящей статье.

Особенно в контексте предстоящего саммита Центральной Азии и США 6-го ноября в Вашингтоне, о котором уже писалось в последней статье «К итогам саммита КНР-США и предстоящему саммиту Центральная Азия + США». Эти мысли представляются весьма интересными и важными, поскольку внешнеполитические ведомства нашего региона, в том числе и Кыргызстана, в настоящее время готовятся к этой встрече.

«Как показала встреча Трампа и Си Цзиньпина, стороны не заключили мир и не начали полномасштабное противостояние. Стороны заключили перемирие на очень короткий срок. В рамках этого перемирия, стороны будут активизировать точки асимметричного противостояния.

Главная цель нашей дипломатии заключается в решении задачи высшего "левела" - не быть точкой асимметричного противостояния Китая и США. То есть выйти из задачи "трех тел" противостояния США и Китая: Европа, Ближний Восток, Индо-Тихоокеанский регион.

Точно такая же задача сейчас решается странами Ближнего Востока, включая Израиль, Южной Кореей, Индией, Японией, Ираном и рядом других стран. Максимально успешно решает эту задачу пока дипломатия Израиля и стран Ближнего Востока.

Решит ли данную задачу наша дипломатия, покажут ближайшие полгода.

Потому что только через решение этой задачи лежит наш путь к миру.

Все остальное - от лукавого.»

Очевидно, что такая же задача стоит и перед дипломатами всех стран Центральной Азии. Особенно перед нашими, поскольку хотелось бы напомнить, что в настоящее время президент Кыргызстана С.Жапаров в настоящее время выполняет функции председателя ШОС, что налагает особую ответственность перед экспертами и чиновниками, готовящим участие нашего президента к предстоящей встрече.

Думается, что аналитики и чиновники других стран-членов ШОС будут внимательно отслеживать и анализировать то, что будет говориться президентами стран Центральной Азии в Вашингтоне, и как сказанное будет коррелироваться с заявлениями, решениями, трендами и векторами Тяньцзинского саммита ШОС.

Весьма интересными являются мысли А.Куща и по другим вопросам, имеющим отношение к рассматриваемым вопросам, но в более широком, концептуально-теоретическом контексте, которые также необходимо принимать во внимание при анализе текущих геополитических процессов и в рамках подготовительного процесса к предстоящему саммиту в Вашингтоне.

«О двух сегментах современного мира, вероятности войны между США и РФ, а также о том, сколько времени нужно Китаю, чтобы захватить мировое лидерство.

Ищем ответы в логическом аппарате мир-системного анализа.

Интересную модель циклов накопления капитала предложил ключевой автор теории мир-системного анализа, итальянский экономист Джованни Арриги. Он выделяет цикл накопления материальных ресурсов и цикл накопления капитала.

В первом случае, мир-система развивается в концепции "территориализма" - пространственное расширение с целью контроля над территориями, населением и природными ресурсами.

В данной модели капитал используется для захвата территорий, ресурсов и населения. То есть, главная цель — это ресурсы и территории. А средство - капитал.

Вторая модель - "капитализм". Здесь происходит инверсия целей и инструментов.

Главная цель — это накопление капитала. А контроль за территориями и ресурсами - лишь средство, инструмент для достижения главной цели. В данной модели происходит трансформация традиционной формулы капитала Маркса: Д—Т—Д', в которой разница между Д' и Д представляет собой прибавочную стоимость.

Товар не просто обменивается на товар, а и увеличивает свою стоимость, трансформируясь в самовозрастающий капитал.

В новой интерпретации Арриги данная формула капитала трансформируется следующим образом:

L–K–L, где:

L –территория (земля); K – капитал (деньги),

При этом, капитал выступает в качестве абстрактной экономической власти посредством контроля над территориями и их ресурсами. На примере взаимодействия США и Украины эту формулу можно прокомментировать следующим образом.

Покупка украинских земель американскими пенсионными фондами (если таковое произойдет после войны) или создание "фонда инвестирования" для контроля над редкоземом, титаном и графитом — это не цель, а всего лишь один из инструментов по накоплению Америкой капитала.

Достаточно небольшая часть, но в то же время и один из фрагментов общего пазла.

В отличие от США, РФ находится в фазе "территориализма", а не накопления капитала.

Россия использует огромные массивы своего капитала для захвата территорий, при этом не использует захваченные территории для накопления капитала. Пространство для России становится целью, а капитал - средством достижения этой цели.

У США с точностью до наоборот.

Но именно это и делает невозможным прямое столкновение США и РФ и начало войны между ними.

Цель США - накопление капитала. А это делает фактор пространственного контроля очень гибким, по сути, доминирование здесь обеспечивается в формате "экономической власти". Если бы США находились в фазе территориализма, как Германия во Второй мировой, столкновение с РФ стало бы неизбежным.

Но и, если бы РФ находилась в стадии "накопления капитала", столкновение ее с Америкой уже произошло бы. На данный момент США и РФ находятся на разных фазах мир-системного развития и исходя из этой максимы прямое столкновение между ними маловероятно.

Накопление капитала и контроль над критически важными ресурсами — вот, что интересует США.

Это допускает очень гибкую и подвижную пространственную зону контроля, которая может периодически меняться.

"Территориализм" РФ — это опора на жесткие пространственные контуры контроля.

Но по этой же причине, столкновение Китая и США практически неизбежно (речь о противостоянии, а не о полномасштабной войне). Потому что Китай как раз приступил к фазе накопления капитала, параллельно развивая и контроль за критически важными ресурсами.

В свое время, Генуэзской республике понадобилось 220 лет для завершения цикла накопления капитала. Нидерландам - 180, Британии - 130, США - 100 (оценки Арриги).

Как видим, скорость циклов накопления капитала со временем ускоряется.

По различным оценкам, Китай приступил к своему циклу накопления капитала в 2000-м году и завершит его к 2050-му. А далее - либо займет место одного из мировых гегемонов и мировых центров накопления капитала или сойдет с исторической сцены.»

Разумеется, приведенные мысли украинского аналитика требуют дальнейшего осмысления, не со всеми из них можно согласиться, но, следует отметить, что многие из них учитывались автором при анализе многих геополитических проблем, как, впрочем, и других продвинутых аналитиков из различных стран, изложенных в предыдущих авторских статьях в последние годы по данным вопросам.

Однако, очевидно, что борьба за контроль за природными ресурсами, энергетической и транспортной инфраструктурой между ведущими геополитическим игроками в различных регионах мира имеет самое непосредственное отношение и к нашему региону Центральной Азии. И неправильно выстроенные векторы внешней политики, основанные на поверхностном или несистемном видении и понимании текущих турбулентных геополитических процессов, могут привести к весьма печальным последствиям, что можно наблюдать на примерах отдельных стран.

Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть вывод, который постоянно повторялся во многих статьях последних лет - внешняя политика Кыргызстана требует кардинального переосмысления в соответствии с новыми трендами и векторами «тектонических процессов глобальной трансформации», вступивших сегодня в свою пиковую фазу, что и продемонстрировал китайско-американский саммит в Южной Корее.

Автор:Даиров И.

Источник: Акипресс

Редакция может не разделять точку зрения автора. Материал опубликован с целью ознакомления читателей с разнообразием мнений по данной теме.

Все права защищены © 2004-2022 Копирование материалов – только с письменного разрешения. Лицензия №37 НКРЦБ от 30.11.2000 г.
Сделано в MITAPP