24 июня, 2025
После удара: полномасштабная война с Ираном скоро может дойти и до ЦА
Маликов К.К.

После ракетно-бомбовых ударов Соединённых Штатов и Израиля по ядерным объектам Ирана мир вступил в новую фазу, риску начала третьей мировой войны.

Официальная цель “операции” — остановить развитие иранской ядерной программы, разрушить инфраструктуру Корпуса стражей исламской революции и, возможно, сменить политический режим в Тегеране, устранив духовного лидера Али Хаменеи.

На западной границе Ирана (Ирак, Кувейт) уже зафиксированы передвижения ограниченных военных контингентов, включая морскую пехоту США и спецподразделений союзников.

По признакам, готовится ограниченная наземная операция, в первую фазу которой войдут удары по базам КСИР и системам ПВО, а далее — возможная оккупация отдельных зон с целью «создания буферной зоны» и попыткой организации в дальнейшем очагов вооруженного восстания внутри страны и попыткой смены власти в Иране вооруженным путем. Для этого готовиться переброска оружия и его раздача внутри регионов Ирана для разных группировок, тем кто выступает против официальных властей.

Однако в тени этих событий начинает разворачиваться менее заметный, но потенциально катастрофический процесс — дестабилизация Центральной Азии через приграничные Афганистан, Туркменистан.

Военные действия против Ирана уже порождают потоки беженцев. Из приграничных суннитских и этнически отличных от персидского ядра регионов (Систан и Белуджистан, Хорасан, Бушир, Хузестан) началось бегство десятков тысяч людей.

Основной маршрут — через Афганистан, где после прихода к власти «Талибана» образовалась слабоконтролируемая территория, открытая для неформальной миграции и проникновения радикальных структур.

Таким образом, Афганистан быстро превращается в транзитную зону. С одной стороны — афганские мигранты, ранее работавшие в Иране, возвращаются на родину. С другой — иранские беженцы, в том числе сунниты белуджи и курды, устремляются в сторону границ, пересекают провинции Нимруз, Герат, Фарах. Далее их путь в страны ЦА - Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан.

Сценарий чем-то напоминает сирийский кризис 2014- 2015 года, но с ещё большей плотностью рисков. По некоторым оценкам, до 3–5 миллионов человек могут двинуться на север, если ситуация в Иране ухудшиться с прогнозируемой наземной операцией США и последующим хаосом. И в этом потоке будут не только женщины и дети. Под видом беженцев может начаться инфильтрация боевиков — выходцев из ИГИЛ-Хорасан и других террористических структур.

Пожалуй, самым опасным бенефициаром войны США и Израиля против Ирана станет ИГИЛ-Вилаят Хорасан в Афганистане, считающая шиитский Иран (не Израиль, и не США) своим главным врагом. Ещё в начале 2024 года она взяла на себя ответственность за теракт в Кермане, у мавзолея генерала Сулеймани.

Сейчас, на фоне дестабилизации на Ближнем Востоке, ИГИЛ получает возможность не просто атаковать, но и рекрутировать, строить логистику, расширить он лайн пропаганду на разных языках.

Аудитория — это молодёжь мусульманских стран — Пакистана, Афганистана, Центральной Азии, чувствительная к политической и религиозной повестке. Это не абстрактный риск: уже в 2024 году были зафиксированы не менее 15 планируемых атак ИГИЛ в Центральной Азии, часть которых должна была быть осуществлена через Узбекистан и Таджикистан.

ИГИЛ, возможно, как инструмент в большой игре будет превращаться в трансграничный вирус через идеологическую обработку, цифровую радикализацию и точечные акты террора в разных странах ЦА.

Талибан пока сохраняет формальный нейтралитет, ограничиваясь заявлениями о поддержке Палестины и осуждении западной агрессии против Ирана. На фоне обострения конфликта среди талибан уже начинается формирование добровольческих отрядов, желающих «защитить ислам» от США и Израиля.

О некоторых малых группах известно, что они переправляются в сторону иранской границы, чтобы присоединиться к союзным формированиям. С другой стороны по договоренности уже началась скрытая эвакуация с Ирана в Афганистан важных грузов и людей. Если война США и Израиля против Ирана будет носить наземный характер и соответственно приобретет затяжной характер, то Талибану будет сложно сохранить единую линию. Внутренние фракции, особенно «сеть Хаккани» возможно включится в общий джихад как прокси-конфронтацию с США.

Талибан таким образом может оказаться в дилемме: либо оставаться прагматиком, но рисковать потерей контроля над частью своих боевых командиров, либо все таки поддержать «сопротивление» на стороне Ирана, Йемена и втянутся в большую войну с Западом. И этот выбор будет более вероятным. Поэтому активизация ИГИЛ в Афганистане при внешней финансовой и технической помощи против Талибан нацелено, чтобы заметно связать им руки.

Война США и Израиля с Ираном — это не только ближневосточная трагедия, она захватывает соседние страны - Пакистан, Афганистан, Туркменистан. Это потенциальный системный кризис в сердце Евразии. Его последствия — не только геополитические, но и демографические, экономические, идеологические, гуманитарные.

Если Центральная Азия вовремя не осознает масштабы угрозы, фронт новой войны может пройти не только через Персидский залив, а также через Сурхандарью или уже Фергану.

Полномасштабная война с участием США и Израиля против Ирана можно сказать, что уже запустила второй фронт на востоке — через Афганистан и Центральную Азию в отношении КНР и Россию.

Наступает момент, когда защита южных рубежей — это не вопрос доброй воли, а вопрос выживания государственности каждой из наших стран. Регион должен смотреть на Иран не только как на жертву, но и как на первый камень в разрушительном каскаде.

Все права защищены © 2004-2022 Копирование материалов – только с письменного разрешения. Лицензия №37 НКРЦБ от 30.11.2000 г.
Сделано в MITAPP