Китай став второй экономикой мира, двигается от процветания к своему могуществу, формируя собственную стратегию развития, основанную на сочетании социализма с национальной спецификой, планирования, инноваций и социальной справедливости. Соответственно это отражается и во внешней политике Китая в стремлении к многополярному справедливому миропорядку. И по сути Китай становится флагманом глобального Юга.
Сегодня КНР не только представляет собой центр экономической мощи, но и становится гарантом стабильности и нашего ЦА региона.
Философская основа китайского подхода зиждется на конфуцианских принципах: «не делай другому того, чего не желаешь себе» и «достиг успеха — помоги другому». Эти моральные установки воплощаются в государственной политике, где приоритетом выступает человек, его достоинство, труд и образование. Социализм с китайской спецификой предполагает не капиталистическое накопление ради прибыли, а развитие, основанное на человеческом измерении — заботе о социальной справедливости и моральной ответственности.
На четвертом пленуме XX созыва Коммунистической партии Китая был выдвинут ключевой тезис «точного избавления от бедности». В его рамках объявлено, что с 832 бедных уездов Китая снят статус бедности, что затронуло почти 100 миллионов человек. Это стало одним из крупнейших социальных достижений.
В КНР борьба с бедностью рассматривается не только как внутренний вопрос, но и как элемент глобальной стратегии устойчивого развития мира, соответствующей целям ООН. Китайская политика строится на точной работе с населением, системе целевых мер, принципах равного распределения рисков, справедливости и направленности инвестиций в реальный сектор экономики. Это стратегия, в которой четко определено, кто помогает, кому помогает, как помогает и как закрепить достигнутый результат.
Центральная Азия занимает одно из ключевых мест в стратегии Китая. Географически это центр Евразии и стратегический коридор для выхода КНР на рынки Среднего и Ближнего Востока. Развитие региона напрямую связано с устойчивостью западных границ Китая, в том числе Синьцзяна, и с реализацией инициативы «Пояс и путь». В этом плане Китай заинтересован в устойчивой стабильности и процветании стран Центральной Азии, рассматривая её страны — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, как важных партнёров в создании устойчивого пояса развития.
Однако усиление Китая и нарастающее соперничество с США создают новую геополитическую реальность, где усиливается конкуренция, включая использование разных инструментов, включая раскачку и усиление антикитайских настроений в наших обществах.
Учитывая, что Китай в первую очередь заинтересован в экономическом развитии и укреплении стабильности в странах ЦА, то думаю он будет учитывать и культурные, политические и социальные особенности как региона, так и отдельных стран. Находить мудрые решения и точки соприкосновения, в том числе уделять внимание чувствительности своего присутствия в странах ЦА с учетом культурных, экономических, экологических и других моментов. А также вопреки капиталистическим (неоколониальным) подходам, учитывать в больших инвестиционных проектах национальные интересы народов и стран Центральной Азии на долгосрочную перспективу. Сегодня Китай ясно показывает, что он стремится укрепить экономические и политические отношения, предлагая партнёрам не только большие кредиты и займы, но и участие в борьбе с бедностью, создании рабочих мест для местного населения, развитии образования и технологий в наших странах.
Автор: Маликов К.К